Ребенок, который ещё не преодолел рубеж в два года собственной жизни, не может проследить связь, которая имеет место между поступками, которые он совершает, а также их следствием. Для него всё то, что называется последствием, наступает внезапно. Ориентируется он, прежде всего, на то, как его ближайшие родственники реагируют на совершенные действия, и постепенно заучивает, что делать можно, а чего – нельзя. В этом возрасте ещё нельзя требовать от чада никакой настоящей ответственности ни за то, как он обращается с игрушками, ни за то, в каком виде держит себя самого. На данный момент ему просто необходим взрослый руководитель, который сможет всё объяснить.
В возрасте от двух до трех с половиной лет наступает период, психологами называемый «кризисом трех лет».
В это время поведение ребенка начинает напоминать провокацию. Запреты ему уже известны, однако он хочет проверить их на прочность. В это время начинают окончательно очерчиваться границы того, какое поведение будет считаться похвальным, а какое – порицательным.