Подросток способен оперировать мыслительными задачами математического характера, значениями и смыслами языка, содержанием прочитанных рассказов, географическим пространством, историческими событиями, логикой построения дедуктивных умозаключений, сочетая при этом две психические функции — мышление и воображение.
Внутренние и внешние проблемы, которые возникают из реалий жизни, подростки могут переносить в воображение. Это уменьшает время протекания стрессов, снижает эмоциональные напряжения, нацеливает мысли на поиск положительного решения проблемных ситуаций. В критические моменты подросток может строить собственный воображаемый мир, где создает особые отношения со взрослыми и сверстниками, в таком случае необходимы тренинги для подростков, которые помогут справиться с этой проблемой.
События, происходящие в воображении подростков, косвенные образами реальной действительности, образами общечеловеческой культуры. Однако, реальность воображаемого мира подростка субъективная — это только его реальность. Подросток субъективно и произвольно направляет преобразования своего внутреннего мира, поскольку он в совершенстве уже владеет имажинативными (от англ. Image — образ) действиями. Действия с образами воображения доставляют ему удовольствие, потому что он может властвовать над временем, получать свободную обратимость в личностном пространстве, быть освобожденным от причинно-следственных связей в пространстве социальных отношений реального бытия людей. Такая свобода проживания во внутреннем пространстве продвигает подростков в психическом развитии.
Свободное сочетания различных образов, построение новых образов с новыми смыслами развивает у подростков творческое воображение. О развитии у них креативного потенциала свидетельствуют производительность, оригинальность, самостоятельность процесса воображения, а также изменение доминирования ее видов: от непроизвольного (пассивного) к произвольному (активному), от репродуктивного к творческому. Ряд форм активного воображения подростков закономерно сменяют друг друга. Так, свободную фантазию младшего подростка вытесняют в конце подросткового возраста «реалистичные» мечты и различные виды творчества.
Развитие воображения подростков может влиять на познавательную, эмоционально-волевую сферу и на становление личности в целом. Подросток часами может фантазировать, как на него кто-то посмотрел, какие слова ему были сказаны, представлять достаточно нереальные способы своего триумфа или мести оскорбителя. А те, которые имеют проблемы, идентифицируют себя в воображении с персонажами фантастических книг или кинофильмов. Способность в представлениях «входить» в образ идеализированного героя помогает им решать проблемные ситуации, устранять препятствия, что мешают в общении или взаимоотношениях с окружающими.
Для подростков социальный мир, в котором они живут существует априори (от лат. Арrиоrи — знание, независимое от опыта). Это природа, предметы, социум, в которых подросток не способен менять окружающую среду. И его перестает устраивать мир таких отношений. Он начинает искать в этом мире свое место. Между тем, жизнь подростка остается преимущественно школьным и реально он исключен из общественной деятельности как таковой. Это положение заставляет подростка к реализации чувства деятельностной силы преимущественно в воображении. На основе самооценки он устанавливает своеобразие такого положения, которое психологи определяют как «феномен включенной невключености». Специфика этого положения состоит в том, что большинство желаний, ценностных ориентаций и идеалов подростка реализуются только в мечтах и они не могут быть действенно включены в реальное бытие. Противоречивость такого положения в некоторых подростков может выражаться в акциях вандализма, в общественных местах общего пользования (лифты, остановки, памятные места), в асоциальных проделках, в неограниченном уродстве и т.д..
В отдельных случаях подростки, увлекшись удовольствием «свободного летания» понарошку, могут попасть в ловушку. Появляется «вытеснение» всего того, что не устраивает их, которое сочетается со стремлением отделиться, спрятаться за «мысленный экран» от внешнего мира. На таком уровне за оперированием воображением может притаиться психогенная основа подросткового аутизма с отсутствием стремлений к общению с родными, взрослыми и сверстниками.
Следовательно, воображение может обогащать жизнь подростка, сочетаясь с творческим мышлением, и становиться истинной креативной силой его личности, но может и отчуждать его от реального в пользу воображаемого мира, значительно ограничивая развитие познавательной деятельности.