Общеизвестно, что маленькие дети все схватывают на лету. Поэтому детские психологи рекомендуют в раннем возрасте постараться по максимуму снабдить его полезной информацией, в том числе счетом. Однако далеко не каждые родители знают, как научить ребенка цифрам и когда это стоит начать.
Подсказать точные временные рамки изучения цифр никто не в состоянии. Нужно ориентироваться преимущественно по интересам, потребностям и уровню развития ребенка.
Счет до 10
Обучение счету следует начать с малого. Иногда малышу сразу сложно запомнить даже 10 цифр. В таких случаях лучше разбить счет на два компонента. Сначала изучить цифры до пяти, а уже после этого до десяти. В качестве примера счета можно использовать пальцы на ладони. Также сейчас в магазинах продается много пособий, в том числе и конструктор для детей. Это могут быть простые карточки или кубики с нарисованными на них предметами в разных количествах. На данном этапе изображение самих чисел показывать не стоит, чтобы не путать ребенка. В сети Интернет также имеется богатый арсенал по изучению цифр (от обучающих мультфильмов до стихотворений).
С самого начала следует приучать ребенка к счету на практике. Давать ребенку задания следующего типа:
— принести два яблока,
— вымыть пять тарелок и т.п.
Следует также помнить, что во всем нужна мера. Изучать счет стоит до того момента пока ребенок проявляет к этому интерес. И не стоит превращать весь процесс изучения в школьный урок. Ребенок в раннем возрасте лучше всего воспринимает информацию в форме игры.
После того как все 10 цифр усвоены можно переходить к их изображению. На знакомство с одним числом выделять целый день, устроить игры, посвященные данной цифре (лепка из пластилина, приводить примеры изучаемой цифры с помощью карточек и т.д.).
Счет до 20
Как только все десять цифр хорошо усвоены, можно начинать изучение следующей десятки. Начать стоит с объяснения того, что дальше цифры будут двойными. Первое число показывает десятки, второе – единицы. Все единицы идут в том же порядке, что и при счете до 10, а десяток остается неизменным. После того как ребенок поймет принцип счета до 20, обучить его дальнейшему счету не составит труда. На данном этапе можно использовать такую игру: Взять две коробки. В одну из них положить десять любых игрушек. Это могут быть кубики, детали конструктора и т.д. А во вторую один предмет. Можно сказать, что в первой коробке лежат единицы – это те цифры, которые ребенок уже знает, а во второй десятки, они не изменяются. Получается, что после 10 идет 11, потом 12,13 и т.д.
Для закрепления материала можно просить выполнять несложные задания: сложить в коробку то или иное количество каких-нибудь предметов. Лучше, чтобы в этот момент ребенок вслух проговаривал числа. Можно использовать еще одну игру. Написать все числа, которые на данный момент знакомы ребенку, за исключением одного. Он должен его найти и вписать в нужном месте.
Использую такие несложные игры, и периодически повторяя с ребенком счет в повседневной жизни, можно научиться не только вместе весело и с пользой проводить время, но дать хороший стимул для дальнейшего развития интеллектуальных способностей малыша.